Первая гоночная трасса, которую мне довелось посетить, а также самостоятельно проехать за рулем автомобиля, была Moscow Raceway. Профессионалам и любителям автоспорта столичного региона в период с 2002 по 2012 годы такая роскошь была недоступна и основным автоспортивным кольцевым треком Москвы и Подмосковья являлось Мячково, ныне именующееся ADM Raceway, а в прошлом носившее название «Московское кольцо».
Согласно данным Википедии, «ADM Raceway – гоночная трасса для профессионального автоспорта, расположенная в Московской области (по прямой – 13 км от МКАД, по Новорязанскому шоссе – 20 км от МКАД). Автодром построен в зоне аэродрома Мячково, в соответствии с требованиями категории III FIA и оборудован 18 стационарными техническими боксами, башней управления гонкой, системой хронометража AMB, трибунами на 2000 мест, кондиционированной VIP-зоной на 50 мест и гостевой зоной на 100 человек.
Автодром имеет уникальную особенность: в отличие от аналогичных сооружений, направление движения в которых строго фиксировано, на ADM Raceway можно проводить соревнования в обоих направлениях. Однако, более половины гонок традиционно проводится по часовой стрелке. Конфигурация трассы такова, что более 70 % дистанции можно наблюдать с главной трибуны, что выгодно отличает Мячково от аналогичных сооружений.»
Более подробную Вы можете прочитать на сайте этого автодрома. Варианты конфигурации трека – см. здесь.
Поднимите руки те из владельцев автомобилей Mercedes-AMG, кто мечтал потренироваться на Жигулях (автомобилях ВАЗ, в смысле)! Лес рук, смотрю!..
Вот и я не мечтал, а зря! Во-первых, настоящий гонщик должен уметь ехать быстро на любой технике. Во-вторых, мне досталась не просто рядовая «классика», а хорошо подготовленный для ралли ВАЗ 2105. Но обо всем по порядку.
После одной из рутинных тренировок в картинге, одним январским вечером, мой тренер и наставник сказал, что зима и ледовый трек – это шанс серьезно улучшить мои навыки в части «более тонкого чувства машины». Вооружившись этой идеей, я вышел на Алексея Степанова, участника и победителя различных ралли-соревнований, а по совместительству, обладателя спортивного снаряда ВАЗ 2105, подготовленного для участия в ралли. Было решено испытать его в деле на зимней конфигурации трека в Мячково.
Я созвонился с Алексеем и условился быть в Мячково к 9.30 утра субботы. Дорожный бог решил иначе, и я опоздал на полчаса, увязнув в утренних пробках на МКАДе. Прибыв на автодром, я с удовольствием подметил, что денёк предстоял шикарный. Было яркое, солнечное и чуть морозное утро.
Позади трека, на аэродромную полосу садились легкие тренировочные самолеты, которые, пробежав по полосе, снова взмывали в воздух. Традиционные по отзывам старожилов трека очереди на выпуск на трек в этот день отсутствовали и лишь 2-3 машины готовились к заездам.
Я оформил страховку водителя, выкупил 10 заездов (так выгоднее) и мы поехали к машине. Передо мной предстала бодрая «пятерка» белого цвета с красными и синими полосами, поликарбонатными окнами, на легкосплавных колесных дисках, обутых в гражданскую шиповку Yokohama. Внутри меня ждал аскетичный гоночный интерьер: ввареный каркас безопасности, 2 сиденья-ковша с 5-точечным ремнями, система пожаротушения, спортивные приборы (без спидометра, тахометр в центре) и вынесенные наружу предохранители.
При ближайшем знакомстве, выяснилось, что «пятерка» может похвастать распорками, амортизаторами Koni, доработанной подвеской и двигателем (заменены поршни, шатуны и валы, чуть спилены блок и голова для увеличения степени сжатия), коробка механическая стандартная. Как я понял, на стенде точную мощность не замеряли, но примерно она достигает 100 л.с., которых для ледового трека более, чем достаточно.
Пришло время выезжать на трек. Со мной также собирались покататься 2 Subaru Impresa, Renault Logan и боевая переднеприводная Lada Kalina Sport (СМП РСКГ).
Первые 2 заезда Алексей Степанов решил проехать со мной в кабине, в качестве пассажира и инструктора. Выехав на лёд, я моментально вышел из зоны комфорта, как сейчас принято говорить. К настоящему времени я уже имел кое-какие навыки быстрой езды на автомобиле на гоночном треке, пробовал разные автомобили и треки, но лёд заставил меня серьезно заволноваться. Ехать боком я был морально готов, но не представлял, что сцепление с покрытием будет настолько низким, а брустверы будут приближаться настолько быстро (точнее, машина к ним).
Самым главным испытанием стало преодоление собственных страхов: страха врезаться в бруствер, страха вылететь с трассы, страха ехать достаточно быстро и страха педали газа. Пришлось на месте договариваться с собственным мозгом, который то и дело давал ноге команду отпускать газ и нажимать тормоз. На льду важно понять одну вещь: газ – это управление и движение, а тормоз используется в исключительных случаях и только на прямых колесах, чтобы немного сбросить скорость. Бросить газ – значит моментально разбалансировать машину и сделать ее неуправляемой. Бросить газ в процессе маневра (при входе в поворот или на дуге) – это неизбежный вылет. И что моему разуму казалось совсем уж диким, в ситуации, когда машина боком быстро летит в снежную стену единственным спасением будет не отпускать газ, постепенно выравнивая траекторию.
Я был дезориентирован таким подходом, но когда перестроился и обсудил все с Алексеем, то все сразу пошло на лад. Я начал потихоньку привыкать к машине и разгоняться. Каждая моя ошибка в управлении немедленно приводила к вылету в бруствер с последующей эвакуацией тягачом. Я немного замял левое заднее крыло и набил снегом подкапотное пространство и диски. Однако, у вылетов был и позитивный эффект – я все меньше их боялся и чувствовал себя все более безопасно и уверенно.
После обеда пирожками мы продолжили упражнения на треке, где я уже стремился находить верные траектории, чтобы цепляться шипами за лед и проезжать повороты быстрее, а также повышать общую среднюю скорость прохождения круга. Чем выше становилась скорость, тем раньше приходилось «выставлять» машину в скольжение и больше открывать газ в повороте.
Через неделю, в следующее воскресенье, я снова приехал в Мячково и снова выкатал все 10 заездов, проехав суммарно за 2 дня около 200 минут по льду. В этот раз с нами на треке тренировались «Легенды».
На треке также появлялись Porsche 911 Carrera S и Mercedes C63 AMG. Я все больше ускорялся и даже обгонял некоторых не сильно опытных участников.
Алексей подсказывал направление для моего прогресса, но не перегружал меня информацией, давая возможность сконцентрироваться на своих ощущениях и самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, а его супруга накормила нас вкусным обедом (в перерыве), за что им огромная благодарность!
Эти тренировки помогли мне взглянуть на управление автомобилем с другой стороны, понять многие, казалось бы, очевидные вещи и преодолеть собственные страхи. Если у Вас появится возможность потренироваться на ледовом треке, настоятельно советую не упускать такого шанса.
В заключение традиционно представляю смонтированный мной видеоролик (больше видео Вы найдете на моем канале в YouTube).
Комментарии: